Приветствую Вас Гость
Вторник
21.11.2017
09:05

Новый день. Сайт Федотовой О.П.

Форма входа
Категории раздела
Календарь
Информер праздники сегодня
Фраза дня
Мини-чат
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Рабочие листы по истории

             Тема "Основы исторических знаний"  

    1. История. Источники сведений о прошлом человечества.

    ??? Прочитайте определения понятия "история". Какое из них вам кажется более точным? Что их объединяет?

    * История (греч., рассказ о прошлом)

    • Процесс развития природы и общества.
    • Комплекс наук, изучающих прошлое человечества (Исторический словарь).
    • Увлекательная, интересная, необходимая наука о судьбах человечества за определенный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней... История - память народа и учитель жизни (Преображенский, Рыбаков).
    • История - фонарь в будущее, который светит нам из прошлого (Ключевский).
    • История - совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохраняющееся в памяти людей (Исторический справочник).

    2. Исторические источники.

        Исторические источники    

    Предметы                  Памятники                 Обычаи,              Сказки, песни,    

    материальной         письменности              обряды             поговорки и т.п.  

    культуры

    ??? Соотнесите. Монеты; берестяные грамоты; прялка; меч; умыкание невесты; гончарный круг; "Повесть временных лет"; гарпун; песня "Сон Степана Разина"; ендова; отчет управляющего имением; "Русская правда"; Тульский кремль; "Труд человека кормит, а лень  портит"; завещание князя Дмитрия Донского; кровная месть; сказка "Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо"; былины об Илье Муромце; "Слово о полку Игореве".

    3. Закономерности исторического развития:

    •    Закон неравномерного развития.   ??? Продолжите перечень.    

    4. Концепции исторического развития человечества:

    - цивилизационная;

    - формационная;

    - культурологическая;

    - теория модернизации; эшелоны модернизации.

    ??? Какой из данных подходов вы считаете наиболее обоснованным и почему?  Можно ли говорить об особой российской цивилизации?

    5. Возможные периодизации исторического процесса. Историческое время.

    Периодизация - деление на периоды.

    Период - промежуток времени в развитии чего-либо, характеризующийся определенными особенностями.

    "Разделение истории на периоды - не факт, но необходимая гипотеза или инструмент мышления".  (Э.Карр. Что такое история?)

    ??? Как вы думаете, для чего нужна периодизация исторической науки.

    6. Почему необходимо изучение истории?

    Мыслители античности (Полибий, Диодор Сицилийский) называли историю учительницей жизни.

    История приводит "к познанию опыта жизни безопасным путем... Мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров..." (Диодор)

    ??? Согласны ли вы с этой точкой зрения? Актуальна ли она в наши дни?

       В Новое время отношение к истории изменилось. Г.Гегель считал:

    Единственное, чему мы можем научиться у истории, - это тому, что она никого ничему не учит".                  

    В.Ключевский говорил:

    "История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков".

    ??? Почему индустриальная эпоха "свергла" историю с пьедестала? Как вы оцениваете значение истории в нашей жизни? Можно ли учиться на уроках истории?

      ВЫВОДЫ :  Зачем нужна история? Что она дает нам материального? "Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать" (Л.Гумилёв). И все же люди интересуются историей. Почему?

    Кто творит историю?  Боги, цари, вожди, герои, полководцы, ученые, политические партии, парламенты, народы, банкиры, высшая воля, провидение, судьба? Какие движущие силы истории назвали бы вы?


    Тема "Правление Ивана Грозного"   

    "Царь совершил или задумал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал столько поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения  для современников и последующих поколений"                      (В.Ключевский)

    1. Ливонская война (1558-1583)

    • Каковы причины Ливонской войны? Какие цели преследовал Иван IV, начиная Ливонскую войну?
    • Как вы думаете, почему в конце 50-х гг. XVI в. главным направлением внешней политики России стало западное?
    • Какое событие стало поводом к войне?
    •   Составьте хронику Ливонской войны          

            ...Даты          События          Итоги и значение  

    • В начале Ливонской войны противником России являлся Ливонский орден. Какие государства и почему включаются затем в борьбу против Московского государства?

    ??? Объясните неудачи внешней политики Ивана IV.

    ??? Какие тактические и политические ошибки были им допущены в ходе Ливонской войны?

    ??? В чем заключается трагичность последствий Ливонской войны для России?

    2. Опричнина.

    ???   После отъезда в Александровскую слободу царь Иван прислал в Москву два письма. В одном из них он обвинял определенные группы населения в измене. Обращаясь к другим, он писал: "Гневу на них и опалы нет".  Кому адресовались письма и каковы были последствия этого политического маневра?

    • Что такое опричнина? Какие цели преследовала опричнина как система царских мероприятий?
    • Как связаны Ливонская война и опричнина?
    • Подумайте, о чем говорят цифры и факты:

       Против кого была направлена опричнина? Против крупных землевладельцев-бояр? Но по данным статистики на одного пострадавшего боярина приходилось три-четыре рядовых землевладельца, а на одного служилого человека - десять простолюдинов. Кроме того многие дворяне были вынуждены бежать от опричнины. Значит террор был направлен не против лиц, а против порядков? Гибель князя В.А.Старицкого означала ликвидацию одного из последних на Руси уделов. Варварский погром Новгорода уничтожил последние остатки вольности. Со смертью митрополита Филиппа Русская церковь становилась служанкой государства... Иван боролся за безграничность собственной власти. Это - цель, остальное - средства ее достижения.

    Перекресток мнений

    * "Московский царь хотел царствовать над рабами и не чувствовал себя связанным законом" (П.Г.Федотов)

    * "Жаловать... своих холопов вольны, а и казнить вольны же" (царь Иван Васильевич)

    * В эпоху Ивана Грозного нравственность упала, а водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего". Защитник русской земли - "лютый царь" разорял русские города и села "пуще турецких басурманов" (С.М.Соловьев)

    * "При всех жестокостях царя... его деятельность была шагом вперед к "победе государственных начал" (С.М.Соловьев)

    * "Может, это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России" (Н.М.Карамзин)

    * "Ускоренный путь централизации в условиях России XVI века был возможен только при условии террора" (В.Б.Кобрин)

    * "Учитель! Нужно было действовать еще решительнее" (И.В.Сталин)

    * "... душою осквернен, разумом растлен, ... виновен не только в объядении и пьянстве", но и в "убивстве"... "каиново убивство  прешед" (из завещания царя Ивана Васильевича Грозного).

    ??? Объясните!

    • Почему Иван IV от реформ 50-х гг. перешел к опричнине?
    • Как вы полагаете, почему Иван рассорился с Избранной радой? Что лежало в основе разрыва - личные разногласия или принципиальные политические расхождения?
    • В чем смысл опричнины? Не была ли она порождением больного человека, тирана и изверга?
    • Как следует понимать выражение "опричнина в опричнине"?
    • Когда и почему царь отменил опричнину? и отменил ли?
    • Повторялась ли опричнина в российской истории?
    • Сопоставима ли опричнина с событиями западноевропейской истории XVI в., например, с Варфоломеевской ночью? Обоснуйте свое мнение?

    ??? Нет ли противоречия в следующем высказывании:  Утверждая самодержавную модель централизации, Иван Грозный нанес сокрушительный удар по самой централизации... Близилась Смута, семена которой были щедро разбросаны Иваном Грозным.

      ВЫВОДЫ:     Каковы итоги правления Ивана Грозного?

     


    Тема "Эпоха Петра Великого"  

    "Петр как исторический государственный деятель сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце: эта черта - преданность той идее, которой он всецело посвятил свою душу в течение всей жизни" (Н.Костомаров)

    1. Северная война. 1700-1721гг.

    • Каковы причины Северной войны? Почему война называется Северной (часто Великой Северной войной)?
    • Составьте хронику Северной войны

            ...Даты         События            Итоги и значение  

    • Почему А.С.Пушкин назвал Петербург "окном в Европу"? (Что лучше для входа окно или дверь? А почему в Европу России нужен какой-либо вход? Значит, Россия - не Европа? А сегодня мы - Европа?)
    • Прокомментируйте слова А.С.Пушкина из поэмы "Полтава":

    "Венчанный славой бесполезной

    Отважный Карл скользил над бездной.

    Он шел на древнюю Москву".

    • Каковы причины победы русской армии в Полтавской битве?
    • В чем значение этой победы?

    В.О.Ключевский о Петре.      Из "Курса русской истории" (т.4)

    "Петр почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-нибудь..." (с.45)

    "Притом с главными своими врагами, с Турцией и Швецией, Петр воевал не как его предшественники: это были войны коалиционные, союзные..." (с.46)

    "Северный союз - опереточная коалиция. Единственный серьезный участник - Петр" (с.49)

    "Петр в 1724г. имел мужество признать, ... что начал  шведскую войну, как слепой, не ведая ни своего состояния, ни силы противника" (с.50)

    "Стыдно было проиграть Полтаву после Лесной" (с.52)

    "Прут отодвинул черноморский вопрос более чем на полвека..." (с.53)

    2. Реформы Петра I.

    ??? Каковы причины, цели, особенности петровских преобразований?

    Объясните понятия:  протекционизм - ?

                                                 империя - ?

                                                 император - ?

                                                 абсолютизм - ?

    №1.      ....Труд на мануфактурах     

     Вольнонаемный                     Принудительный  

                ?                                                   ?

    №2.         Особенности государственных мануфактур   

    Использование            Государство - заказчик        

    принудительной           Обеспеченный сбыт                     ?

    дешевой                        продукции                            

    рабочей силы

             |                                         |                                          |

    Незаинтересованность   в   техническом   росте.

    Консервация   феодально-крепостнических   порядков.

     

    №3.            Цели государственных реформ   

    Создание четко

    действующего                                            ?                                                   ?

    государственного

    механизма

     №4. Последствия и значение преобразований Петра I: ???   

    ??? Объясните высказывания.

    1. Преобразования Петра были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества.

    2. Основной метод проведения реформ деспотический из-за вековых традиций и длительного пребывания в состоянии войны.

    3. Идеалом государственного устройства для Петра было "регулярное государство", модель, подобная кораблю, где капитан - царь, его подданные - офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу.

    Подумайте!

    Каковы итоги деятельности Петра Великого? Почему Россия не смогла преодолеть отставание? Мог ли Петр I отменить крепостное право?