Приветствую Вас Гость
Пятница
29.03.2024
02:33

Новый день. Сайт Федотовой О.П.

Форма входа
Категории раздела
Календарь
Информер праздники сегодня
Фраза дня
Мини-чат
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  

    10 Искусство и духовная жизнь
    Индивид,  личность from Ольга Федотова
     
    Подготовка к зачету.

    Вопросы к зачёту по обществознанию

     10 класс. 2017-2018 учебный год. II полугодие 

    №1.

    1. Общество как сложная система.

    2. Что привело к появлению массовой культуры?

    №2.

    1. Деятельность как способ существования людей.

    2. В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Результаты опроса приведены в диаграмме. Внимательно изучи диаграмму и ответь на вопросы.

     

     

     

    Вопросы к диаграмме:

    1. Какой ответ выбрали большинство опрошенных?

    2. Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?

    3. Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к ближайшему окружению человека?

    4. Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к опосредованному окружению человека?

    5. Сделайте вывод о том, какую группу факторов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности.

     

    №3.

    1. Духовная культура общества.

    2. Проблема отмены смертной казни.

    №4.

    1. Человек и глобальные вызовы современного общества.

    2. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три способа защиты гражданских прав.

     

    №5.

    1. Правовая культура. Функции правовой культуры.

    2. Прочитайте текст и выполните задания.

    Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему приспособлены, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять жать, молоть, варить, ткань, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для ее блаженства.

    Б. Спиноза,

    нидерландский мыслитель

    Задания к тесту:

    1. Озаглавь текст.

    2. В чем, по мнению, Б. Спинозы, проявляется значение общества для человека?

    3. Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека?

    4. Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему приспособлены, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа.

     

    №6.

    1. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

    2. Массовая культура – симптом вырождения общества или условие его здоровья?

    №7.

    1. Проблема общественного прогресса.

    2. Польский поэт и философ Е.Лец писал: "Человек еще и тем превосходит машину, что умеет себя продавать". Прокомментируйте высказывание с позиций трудового права.

    №8.

    1. Современное общество и проблемы глобализации.

    2. Составьте план по теме "Многообразие человеческого знания".

    №9.

    1. Глобальная угроза международного терроризма.

    2. Прочитай текст и выполни задания:

    Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, - это выбор между «можно» и «нельзя». Нарушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу «все дозволено», в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится или антисоциальным типом, или глубокого несчастным. Но, с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внутреннего «хочу» и внешнего «надо»…

    В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение – отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг – внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности – свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

    Т.В. Мишаткина,

    современный ученый

    Задания к тексту:

    1. Озаглавьте текст.

    2. Автор называет выбор между «можно» и «нельзя» одним из самых острых и коварных. Почему?

    3. Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них.

     

    №10.

    1. Современные подходы к пониманию права.

    2. Прокомментируйте высказывание А.Н.Толстого: "Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней".

    №11.

    1. Экологическое право.

    2. Составьте план по теме "Духовные ориентиры личности".

    №12.

    1. Наука и её функции в обществе.

    2. Каковы основные права и обязанности родителей и детей?

     

    №13.

    1. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

    2. Назовите не менее трех признаков, отличающих Конституцию от других нормативно-правовых актов.

    №14.

    1. Образование. Функции образования.

    2. Назовите три вида правовых норм, определяемых характером содержащихся в них предписаний. Приведите примеры, иллюстрирующие каждый из них.

    №15.

    1. Правосознание. Структура правосознания.

    2. Прокомментируйте высказывание В.Г.Белинского: "Создает человека природа, но развивает и образует его общество".

     

    №16.

    1. Семейное право.

    2. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра?

    №17.

    1. Международная защита прав человека.

    2. Существуют два противоположных взгляда на соотношение науки и религии:

    - наука и религия непримиримы, успехи науки подрывают религиозные мировоззрения;

    - религия и наука могут совмещаться в мировоззрении личности как два независимых начала, относящиеся к различным сферам духовного мира.

    Какая точка зрения вам представляется более убедительной? Cвой ответ обоснуйте.

     

    №18.

    1. Гражданин Российской Федерации. Гражданство и гражданственность.

    2. Л. Пастер утверждал: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности. Подтверждается ли это утверждением ходом истории?

    №19.

    1. Гражданское право.

    2. Г. Гегель говорил, что история никого ничему не научила. В.О. Ключевский писал, возражая Гегелю: «Если это даже и правда, истории нисколько не касается как науки: не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. Но это и неправда: история учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение».

    Так существуют уроки истории или нет? Учит она чему-либо государственных деятелей, политиков, полководцев или не учит? Каково ваше мнение? Приведите доказательства.

     

    №20.

    1. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

    2. Составьте план по теме "Гражданский процесс".

     

     

     

     

     10 класс. 2017-2018 учебный год. I полугодие

    Темы: «Человек в обществе», «Общество как мир культуры».

    1. Что такое общество. Взаимосвязь общества и природы. (§1, п.1-2)
    2. Общество и культура. (§1, п.3)
    3. Общество как сложная динамичная система. Особенности социальной системы. (§2, п.1)
    4. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. (§2, п.1. Записи)
    5. Социальные институты. (§2, п.2)
    6. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Науки о человеке. (§4, п.1, 2, записи)
    7. Мировоззрение и его роль в жизни человека. (§11, п.3)
    8. Деятельность человека: основные характеристики. (§5, п.1)
    9. Структура деятельности и ее мотивация. (§5, п.2)
    10. Многообразие деятельности. Виды деятельности. (§5, п.3)
    11. Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. (§6, п.1, 2)
    12. Истина и ее критерии. (§6, п.3)
    13. Биологическое и социальное в человеке. Личность. (§4, п.2. Записи)
    14. Социализация личности. Факторы, влияющие на формирование личности. (Записи)
    15. Духовная жизнь общества, ее элементы. Виды духовной деятельности человека. (§10, п.1,2)
    16.  Культура. Функции культуры. (§10, п.3)
    17. Виды культуры. (§10, п.4)
    18. Наука. Функции науки. (§13, п.1)
    19. Классификация научных знаний. (§13, п.2,3)
    20. Образование. Функции образования. (§13, п.4)
    21. Система образования РФ. (§13, п.5)
    22. Мораль. Моральные нормы. Нравственные категории. (§12)
    23. Религия. (§14, п.1,2)
    24. Искусство. Особенности искусства. Виды искусства. (§15, п.1,2)
    25. Тенденции духовной жизни современной России. (Записи)
     

     

    Для подготовки к зачёту рекомендуется использовать учебник «Обществознание», 10 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, 2017.  §1-15.

     

    Дополнительные материалы

    Науки о человеке

    Вопрос о сущности человека чаще всего рассматривается в четырех основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом.

    Биологические свойства человека изучают биология, медицина, генетика.

    Психическое – синоним внутреннего мира человека. Он охватывает сознательные и бессознательные процессы, интеллект, волю, память, характер, темперамент, эмоции и т.п. Познанием внутреннего мира человека во всем его многообразии, сложности и противоречивости занимается психология.

    Социальное в человеке изучают социальная психология, социология личности и групп (поведение человека).

    Одним из главных предметов культурологии является человек, ведь жизнедеятельность человека немыслима без многообразного мира культуры.

    Космическое - еще одно направление познания человека. Идеи о влиянии космических процессов на человека высказывали К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский. Ни у кого сегодня не вызывает сомнения зависимость жизни от процессов, происходящих во Вселенной.

    Однако, современные науки пока еще не выработали общего подхода к пониманию основных загадок человека.

    К вопросу «Сферы общественной жизни как подсистемы общества»

    Основными подсистемами общества  являются экономическая, социальная, духовная и политическая сферы.

    Экономическая сфера. Духовная сфера. Политическая сфера. Дать краткую характеристику, привести примеры.

    Социальная сфера. В широком смысле ее характеризуют структура общества и отношения между различными социальными группами. Далее продолжить характеристику и привести примеры. (Изучали в 8 классе, §14)

     

    БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

    Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов.

    Как известно, человеческая природа двойственна. Человек стал человеком не только в ходе биологической эволюции, но и в процессе общественного развития. Общество весьма ощутимо влияет и во мнoгoм определяет поведение человека.

    Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассматривается философами как часть проблемы сущности человека. Он относится к числу «вечных», поскольку однозначного ответа на нeгo нет, как не было ни в одну эпоху. Одни исследователи считают при родное и coциальное в человеке противоположностями, противостоящими друг другу. Другие полагают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве: только при рождении в человеке преобладает природное, а в процессе становления происходит приобретение eгo coциальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть присущих ему природных черт, вернее, их проявления ослабевают. Однако социальные правила человеческогo поведения имеют и свою биологическую основу - внутреннее торможение.

    Существует и такая точка зрения, которая наряду с биологическим и социальным началами выделяет в человеке еще и психическое, которое опосредует (регулирует, упорядочивает) соотношение биологического и социальногo. Сторонники этой точки зрения полагают, что преобразование биологического под влиянием социальных факторов происходит по-разному в зависимости от тoгo, в какой мере эти факторы значимы для субъекта.

    И все же в современных научных дискуссиях oтвepгaются крайние точки зрения на соотношение биологическогo и социального в поведении человека. Сегодня не вызывает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого. Вспомните хотя бы судьбу многочисленных маугли, не сказочных, а реальных, выросших среди зверей. Они так и не смогли до конца овладеть человеческими формами поведения, даже вepнувшись в сообщество людей. И напротив, выпускники школы для слепоглухонемых детей в 3aгopcкe (ныне Сергиев Посад), с которыми по специальным методикам занимались психологи и педагоги, смогли не только овладеть opудийной деятельностью, но и реализовать себя в полноценном человеческом поведении. Четверо из выпускников этой школы, сохраняя свои природные недостатки, тем не мeнее окончили психологический факультет мгу, успешно занимались научной деятельностью.

    Вместе с тем успехи генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии и гeнетических факторов на формирование психики человека, eгo способностей и наклонностей. Уже выявлены гeн любви, гeн удовольствия и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено тaкже влияние физиологических и психологических особенностей на формирование способностей и даже таланта.

    Однако следует подчеркнуть: любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие - это проявление и развитие социальности. Любопытно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти нeразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.). Следовательно, для формирования человека как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.

    ЛИЧНОСТЬ

    Общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».

    Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект oтношений и сознательной деятельности. Другое значение - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена тoгo или иного общества.

    В обоих определениях подчеркиваются связи человека как представителя человеческого рода и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

    В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, кoтoрые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нopмaми. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

    Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов oдних действий, а в современном обществе - других.

    Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях: может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, достойным гражданином и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает « плавание по воле случая».

    Изучение личности через ролевые характеристики нeпременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор poлей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роли труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается coвершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.

     

    СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    Для обозначения поведения человека в обществе oдним из основоположников научной социологии - М. Вебером (1864- 1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже « социальным действием ». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в oтнoшении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.

    Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

    Нравы - такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного кpугa людей под влиянием привычек. Это cвoeгo рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «тaк поступают все». Как правило, нравы - особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.