29.03.2024
02:33
Новый день. Сайт Федотовой О.П.
Форма входа |
Категории раздела |
Календарь |
Фраза дня |
Мини-чат |
Поиск |
Друзья сайта |
|
Вопросы к зачёту по обществознанию
10 класс. 2017-2018 учебный год. II полугодие
№1.
1. Общество как сложная система.
2. Что привело к появлению массовой культуры?
№2.
1. Деятельность как способ существования людей.
2. В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Результаты опроса приведены в диаграмме. Внимательно изучи диаграмму и ответь на вопросы.
Вопросы к диаграмме:
1. Какой ответ выбрали большинство опрошенных?
2. Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?
3. Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к ближайшему окружению человека?
4. Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к опосредованному окружению человека?
5. Сделайте вывод о том, какую группу факторов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности.
№3.
1. Духовная культура общества.
2. Проблема отмены смертной казни.
№4.
1. Человек и глобальные вызовы современного общества.
2. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три способа защиты гражданских прав.
№5.
1. Правовая культура. Функции правовой культуры.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему приспособлены, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять жать, молоть, варить, ткань, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для ее блаженства.
Б. Спиноза,
нидерландский мыслитель
Задания к тесту:
1. Озаглавь текст.
2. В чем, по мнению, Б. Спинозы, проявляется значение общества для человека?
3. Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека?
4. Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему приспособлены, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа.
№6.
1. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
2. Массовая культура – симптом вырождения общества или условие его здоровья?
№7.
1. Проблема общественного прогресса.
2. Польский поэт и философ Е.Лец писал: "Человек еще и тем превосходит машину, что умеет себя продавать". Прокомментируйте высказывание с позиций трудового права.
№8.
1. Современное общество и проблемы глобализации.
2. Составьте план по теме "Многообразие человеческого знания".
№9.
1. Глобальная угроза международного терроризма.
2. Прочитай текст и выполни задания:
Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, - это выбор между «можно» и «нельзя». Нарушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу «все дозволено», в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится или антисоциальным типом, или глубокого несчастным. Но, с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внутреннего «хочу» и внешнего «надо»…
В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение – отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг – внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности – свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.
Т.В. Мишаткина,
современный ученый
Задания к тексту:
1. Озаглавьте текст.
2. Автор называет выбор между «можно» и «нельзя» одним из самых острых и коварных. Почему?
3. Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них.
№10.
1. Современные подходы к пониманию права.
2. Прокомментируйте высказывание А.Н.Толстого: "Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней".
№11.
1. Экологическое право.
2. Составьте план по теме "Духовные ориентиры личности".
№12.
1. Наука и её функции в обществе.
2. Каковы основные права и обязанности родителей и детей?
№13.
1. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
2. Назовите не менее трех признаков, отличающих Конституцию от других нормативно-правовых актов.
№14.
1. Образование. Функции образования.
2. Назовите три вида правовых норм, определяемых характером содержащихся в них предписаний. Приведите примеры, иллюстрирующие каждый из них.
№15.
1. Правосознание. Структура правосознания.
2. Прокомментируйте высказывание В.Г.Белинского: "Создает человека природа, но развивает и образует его общество".
№16.
1. Семейное право.
2. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра?
№17.
1. Международная защита прав человека.
2. Существуют два противоположных взгляда на соотношение науки и религии:
- наука и религия непримиримы, успехи науки подрывают религиозные мировоззрения;
- религия и наука могут совмещаться в мировоззрении личности как два независимых начала, относящиеся к различным сферам духовного мира.
Какая точка зрения вам представляется более убедительной? Cвой ответ обоснуйте.
№18.
1. Гражданин Российской Федерации. Гражданство и гражданственность.
2. Л. Пастер утверждал: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности. Подтверждается ли это утверждением ходом истории?
№19.
1. Гражданское право.
2. Г. Гегель говорил, что история никого ничему не научила. В.О. Ключевский писал, возражая Гегелю: «Если это даже и правда, истории нисколько не касается как науки: не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. Но это и неправда: история учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение».
Так существуют уроки истории или нет? Учит она чему-либо государственных деятелей, политиков, полководцев или не учит? Каково ваше мнение? Приведите доказательства.
№20.
1. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
2. Составьте план по теме "Гражданский процесс".
10 класс. 2017-2018 учебный год. I полугодие
Темы: «Человек в обществе», «Общество как мир культуры».
- Что такое общество. Взаимосвязь общества и природы. (§1, п.1-2)
- Общество и культура. (§1, п.3)
- Общество как сложная динамичная система. Особенности социальной системы. (§2, п.1)
- Сферы общественной жизни как подсистемы общества. (§2, п.1. Записи)
- Социальные институты. (§2, п.2)
- Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Науки о человеке. (§4, п.1, 2, записи)
- Мировоззрение и его роль в жизни человека. (§11, п.3)
- Деятельность человека: основные характеристики. (§5, п.1)
- Структура деятельности и ее мотивация. (§5, п.2)
- Многообразие деятельности. Виды деятельности. (§5, п.3)
- Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. (§6, п.1, 2)
- Истина и ее критерии. (§6, п.3)
- Биологическое и социальное в человеке. Личность. (§4, п.2. Записи)
- Социализация личности. Факторы, влияющие на формирование личности. (Записи)
- Духовная жизнь общества, ее элементы. Виды духовной деятельности человека. (§10, п.1,2)
- Культура. Функции культуры. (§10, п.3)
- Виды культуры. (§10, п.4)
- Наука. Функции науки. (§13, п.1)
- Классификация научных знаний. (§13, п.2,3)
- Образование. Функции образования. (§13, п.4)
- Система образования РФ. (§13, п.5)
- Мораль. Моральные нормы. Нравственные категории. (§12)
- Религия. (§14, п.1,2)
- Искусство. Особенности искусства. Виды искусства. (§15, п.1,2)
- Тенденции духовной жизни современной России. (Записи)
Для подготовки к зачёту рекомендуется использовать учебник «Обществознание», 10 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, 2017. §1-15.
Дополнительные материалы
Науки о человеке
Вопрос о сущности человека чаще всего рассматривается в четырех основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом.
Биологические свойства человека изучают биология, медицина, генетика.
Психическое – синоним внутреннего мира человека. Он охватывает сознательные и бессознательные процессы, интеллект, волю, память, характер, темперамент, эмоции и т.п. Познанием внутреннего мира человека во всем его многообразии, сложности и противоречивости занимается психология.
Социальное в человеке изучают социальная психология, социология личности и групп (поведение человека).
Одним из главных предметов культурологии является человек, ведь жизнедеятельность человека немыслима без многообразного мира культуры.
Космическое - еще одно направление познания человека. Идеи о влиянии космических процессов на человека высказывали К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский. Ни у кого сегодня не вызывает сомнения зависимость жизни от процессов, происходящих во Вселенной.
Однако, современные науки пока еще не выработали общего подхода к пониманию основных загадок человека.
К вопросу «Сферы общественной жизни как подсистемы общества»
Основными подсистемами общества являются экономическая, социальная, духовная и политическая сферы.
Экономическая сфера. Духовная сфера. Политическая сфера. Дать краткую характеристику, привести примеры.
Социальная сфера. В широком смысле ее характеризуют структура общества и отношения между различными социальными группами. Далее продолжить характеристику и привести примеры. (Изучали в 8 классе, §14)
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов.
Как известно, человеческая природа двойственна. Человек стал человеком не только в ходе биологической эволюции, но и в процессе общественного развития. Общество весьма ощутимо влияет и во мнoгoм определяет поведение человека.
Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассматривается философами как часть проблемы сущности человека. Он относится к числу «вечных», поскольку однозначного ответа на нeгo нет, как не было ни в одну эпоху. Одни исследователи считают при родное и coциальное в человеке противоположностями, противостоящими друг другу. Другие полагают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве: только при рождении в человеке преобладает природное, а в процессе становления происходит приобретение eгo coциальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть присущих ему природных черт, вернее, их проявления ослабевают. Однако социальные правила человеческогo поведения имеют и свою биологическую основу - внутреннее торможение.
Существует и такая точка зрения, которая наряду с биологическим и социальным началами выделяет в человеке еще и психическое, которое опосредует (регулирует, упорядочивает) соотношение биологического и социальногo. Сторонники этой точки зрения полагают, что преобразование биологического под влиянием социальных факторов происходит по-разному в зависимости от тoгo, в какой мере эти факторы значимы для субъекта.
И все же в современных научных дискуссиях oтвepгaются крайние точки зрения на соотношение биологическогo и социального в поведении человека. Сегодня не вызывает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого. Вспомните хотя бы судьбу многочисленных маугли, не сказочных, а реальных, выросших среди зверей. Они так и не смогли до конца овладеть человеческими формами поведения, даже вepнувшись в сообщество людей. И напротив, выпускники школы для слепоглухонемых детей в 3aгopcкe (ныне Сергиев Посад), с которыми по специальным методикам занимались психологи и педагоги, смогли не только овладеть opудийной деятельностью, но и реализовать себя в полноценном человеческом поведении. Четверо из выпускников этой школы, сохраняя свои природные недостатки, тем не мeнее окончили психологический факультет мгу, успешно занимались научной деятельностью.
Вместе с тем успехи генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии и гeнетических факторов на формирование психики человека, eгo способностей и наклонностей. Уже выявлены гeн любви, гeн удовольствия и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено тaкже влияние физиологических и психологических особенностей на формирование способностей и даже таланта.
Однако следует подчеркнуть: любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие - это проявление и развитие социальности. Любопытно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти нeразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.). Следовательно, для формирования человека как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.
ЛИЧНОСТЬ
Общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».
Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект oтношений и сознательной деятельности. Другое значение - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена тoгo или иного общества.
В обоих определениях подчеркиваются связи человека как представителя человеческого рода и общества. Попробуем разобраться в этих связях.
В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, кoтoрые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нopмaми. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов oдних действий, а в современном обществе - других.
Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях: может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, достойным гражданином и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает « плавание по воле случая».
Изучение личности через ролевые характеристики нeпременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор poлей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роли труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается coвершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Для обозначения поведения человека в обществе oдним из основоположников научной социологии - М. Вебером (1864- 1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже « социальным действием ». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в oтнoшении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.
Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.
Нравы - такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного кpугa людей под влиянием привычек. Это cвoeгo рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «тaк поступают все». Как правило, нравы - особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.